Развитие познавательного интереса на уроках

Развитие познавательного интереса на уроках

Познавательный интерес – одно из  социально значимых качеств личности. Формируется у школьников в процессе учебной деятельности. В условиях современной школы необходимость  развития у школьников познавательного интереса  представляется очевидной. Тем не менее,  вопрос о том, каким образом возможно обеспечить наибольшее  его развитие, до сих пор остается открытым. Данная проблема невозможно решить без теоретического обоснования понятия «познавательный интерес».

При исследовании понятия «познавательный интерес» для начала необходимо  обратиться к анализу базового понятия – «интерес».

С психологической точки зрения под интересом понимается  избирательное отношение личности к объекту, определяемое  его жизненным  значением и эмоциональной привлекательностью. Интересы порождаются  потребностями. Потребность  выражает необходимость, а интерес – приятие,  предрасположенность к какой-либо деятельности. Утвердившийся интерес может стать потребностью. Интересы индивида определяются  особенностями объекта, на который они направлены,  и психических свойств самого индивида (его воспитанности, культуры, характера,  способностей

Формирование познавательных интересов детей в обучении может происходить по двум основным направлениям:

—  отбор соответствующего содержания учебных предметов;

—  собственно организация познавательной деятельности учеников.

Итак, в процессе  анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами выявлены следующие особенности познавательного интереса:

  1. Познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное и непонятное о свойствах, качествах объектов и явлений действительности, в желании проникнуть в их суть, выявить  имеющиеся между ними связи и отношения.
  2. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением знаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь. Так, с одной стороны, под воздействием познавательного интереса у индивида значимо  расширяется кругозор, с другой стороны, этот процесс возможен лишь через приобретение новых знаний, которые составляют основу  развития познавательного интереса. Под влиянием познавательного интереса знания становятся более глубокими.
  3. Познавательный интерес приводит к активизации различных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения. Это в свою очередь определяет способы приобретения, хранения и применения  знаний об окружающем мире.
  4. Чем шире кругозор человека, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связей между накопленным опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в знакомом предмете новых свойств, сторон, свойств, отношений.

скачать презентацию

скачать презентацию