Уроки профориентации, технологии обучения
Во всех российских школах с 1 сентября начались уроки профориентации. Какие методы и технологии работы может использовать учитель в своей работе?
Метод «папка» с входящими документами на уроках профориентации
В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Какие же технологии работы можно использовать для учащихся шестых — одиннадцатых классов для ознакомления школьников с профессиональными навыками и возможностями на рынке труда?
«Папка» с входящими
Одной из таких технологий обучения является метод «папки» с входящими документами, иначе, метод разбора деловой корреспонденции. Этот метод является разновидностью метода кейсов и имитирует работу офиса — работу с документами, бумагами, взаимодействием между сотрудниками.
Использование метода предполагает работу в группах. Учащиеся получают папки с набором документов, относящихся к деятельности предприятия, учреждения или какой-либо фирмы. Каждый учащийся играет роль лица, которое может принимать решение.
Основная цель занятий — в соответствии с полученными знаниями научиться разбираться в многообразии способов действий с документами:
- практиковаться в быстром чтении и понимании различных видов деловой документации;
- распределять документы по срочности, важности или, например, более сложные варианты распределения — по срочности, но не важности, по важности, но не срочности;
- анализировать просматриваемые документы;
- с помощью классификации решать с какими документами работать и как работать.
Метод можно использовать как диагностический инструмент и как метод оценки. Если это диагностический инструмент, то он используется для определения того, как члены группы справляется со своей работой. Если используется как метод оценки, то оценивается как участники на практике используют свои знания.
Содержание самих папок определяется целями проведения тренинга. Это может быть отработка навыков ведения деловой беседы, проведения переговоров или преодоление стресса.
В папке может находиться любая деловая корреспонденция. Например, служебные записки, исходящие письма на подпись, требования, касающиеся проверки противоречивых данных, требования по принятию решений, приглашения.
Способы действия с документами различные. Это могут быть доклады, объяснительные записки, тексты, инструкции, письма.
Три этапа
Методика обучения включает три этапа.
1 этап. Группа делится на подгруппы, и каждая получает папку с документами. После инструктажа о целях и задачах деятельности групп определяется регламент работы, то есть время которое тратится на выполнение. Затем группа разбирается в документах и адресует их соответствующему исполнителю.
2 этап. На основании информации в отдельных документах составляется представление о ситуации.
3 этап. Обсуждение задания анализ и внесение корректив. После проведения всех действий группа собирается вместе и делает обзор всех предложенных вариантов решения проблем или предпринятых действий.
Важный момент работы с методом заключается в наличии обратной связи. Для обеспечения эффективной обратной связи нужно работать командами.
Преимущество технологии заключается в том, что метод обеспечивает максимальное приближение к реальным условиям так как материалы для анализа — это те проблемы, с которыми сталкиваются или будут сталкиваться в своей профессиональной деятельности участники. Метод реализует процесс обучения на основании не развлечения, а действия. Для того чтобы технология была эффективной необходим тщательный подбор документов для папки входящих. Очень перспективно использование таких занятий по решению социальных проблем населения (сходить в МФЦ и получить услугу, тот ещё стресс), предпринимательской деятельности.