«Шарады, метаграммы, логогрифы», внеклассное мероприятие по математике
Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы в школе, одна из форм организации досуга учащихся.
Представляет широкие возможности для всестороннего развития учащихся и подготовки их к жизни” . Внеклассная работа включает в себя различные виды деятельности и обладает следующими возможностями в обучении и воспитании личности:
- разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка;
- участие в различных видах внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о многообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки;
- разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом, деятельности;
- в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.;
Основными целями внеклассной работы по математике являются:
- Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
- Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.
- Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
- Воспитание высокой культуры математического мышления.
- Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
- Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, производстве, быту; о культурно-исторической ценности математики; о ведущей роли математической школы в мировой науке.
- Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
- Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике: помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся.
- Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
-
Формы внеклассной работы по математике
К формам внеклассной работы по математике в современной школе можно отнести следующие:
- Математические кружки.
- Математические соревнования, викторины, конкурсы, КВНы.
- Тематические математические часы (беседы, лекции).
- Математические вечера (утренники).
- Математические представления.
- Математические олимпиады.
- Математические факультативы.
- Математическая печать.
- Математические экскурсии.
- Неделя (декада) математики.
- Внеклассное чтение математической художественной, научно-популярной литературы.
- Математические рефераты и сочинения.
- Школьные научные конференции по математике.
- Конструирование и изготовление математических моделей.
Предлагаю Вашему вниманию внеклассное мероприятие « Шарады, метаграммы, логогрифы»
Шарада — это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: «кит + ель», «мышь + як», «вино + град», «пар + ус» и т.п. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово.
Первое слово над чайником тает,
Второе — у папы растет над губой.
А целое — ветер морской надувает
И в плавание нас приглашает с тобой.
Определяем значение первого слова в этой шараде: над чайником тает, видимо, «пар». Затем определяем значение второго слова: скорее всего, у папы над губой растет — это «ус». Сложив оба слова, получаем ответ на шараду — «парус», который ветер морской надувает и приглашает в плаванье.
Метаграмма — это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово — «лиса». Аналогично: «сазан — фазан», «цапля — капля», «карта — парта», «сайка — чайка — байка — майка».
Логогриф — загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога, например: «пест — перст», «мир — мираж», «Вера — Венера», «кран -экран», «спорт — порт — спор».