Системно-деятельностный подход в стандартах нового поколения
Материал знакомит читателей с системно-деятельностным подходом в соответствии со стандартами нового поколения. В перезентации к статье отражены основные моменты.
Системно-деятельностный подход в стандартах нового поколения
Системно-деятельностный подход, лежащит в основе разработки стандартов нового поколения. Он позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания. Создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира. А так же признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний,умений и компетентностей. Т.е умения учиться.
Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели. А так же проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.
Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем. Поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации». Ученик должен прийти к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами. Формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности.
В результате анализа были выделены основные виды универсальных учебных действий:
- личностные (самоопределение, смыслообразование, реализация творческого потенциала, социальная и профессиональная мобильность, действия нравственно-этического оценивания);
- регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
- познавательные (общеучебные, логические, знаково-символические, познавательная и интеллектуальная деятельность);
- коммуникативные (компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, продуктивное сотрудничество, свободное общение на русском и иностранных языках).
Таким образом, системно-деятельностный подход способствует формированию таких ключевых компетентностей учащихся.