Системно-деятельностный подход в стандартах нового поколения

Системно-деятельностный подход в стандартах нового поколения

19.11.2018г в МОУ «СОШ №14» состоялось заседание ШМО учителей естественно — математического цикла. На этом заседании учитель нашей школы Карасева Е.А. выступила с сообщением «Системно-деятельностный подход в стандартах нового поколения»

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения. Он позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания. Создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира. А так же признание  решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний,умений и компетентностей. Т.е умения учиться.

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику  приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели. А так же проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря  умение учиться.

Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем.  Поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации». Ученик должен прийти к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами. Формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности.

В результате анализа были выделены основные виды универсальных учебных действий:

личностные (самоопределение, смыслообразование, реализация творческого потенциала, социальная и профессиональная мобильность, действия нравственно-этического оценивания);

регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

познавательные (общеучебные, логические, знаково-символические, познавательная и интеллектуальная деятельность);

коммуникативные (компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, продуктивное сотрудничество, свободное общение на русском и иностранных языках).

Таким образом, системно-деятельностный подход способствует формированию таких ключевых компетентностей  учащихся, как:

скачать статью

скачать презентацию