«Шарады, метаграммы, логогрифы», внеклассное мероприятие по математике

Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы в школе, одна из форм организации досуга учащихся.

Представляет широкие возможности для всестороннего развития учащихся и подготовки их к жизни” . Внеклассная работа включает в себя различные виды деятельности и обладает следующими возможностями в обучении и воспитании личности:

  • разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка;
  • участие в различных видах внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о многообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки;
  • разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом, деятельности;
  • в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.;

Основными целями внеклассной работы по математике являются:

  1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
  2. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.
  3. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
  4. Воспитание высокой культуры математического мышления.
  5. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
  6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, производстве, быту; о культурно-исторической ценности математики; о ведущей роли математической школы в мировой науке.
  7. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
  8. Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике: помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся.
  9. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
  1. Формы внеклассной работы по математике

К формам внеклассной работы по математике в современной школе можно отнести следующие:

  1. Математические кружки.
  2. Математические соревнования, викторины, конкурсы, КВНы.
  3. Тематические математические часы (беседы, лекции).
  4. Математические вечера (утренники).
  5. Математические представления.
  6. Математические олимпиады.
  7. Математические факультативы.
  8. Математическая печать.
  9. Математические экскурсии.
  10. Неделя (декада) математики.
  11. Внеклассное чтение математической художественной, научно-популярной литературы.
  12. Математические рефераты и сочинения.
  13. Школьные научные конференции по математике.
  14. Конструирование и изготовление математических моделей.

Предлагаю Вашему вниманию внеклассное мероприятие « Шарады, метаграммы, логогрифы»

Шарада — это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: «кит + ель», «мышь + як», «вино + град», «пар + ус» и т.п. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово.

Первое слово над чайником тает,
Второе — у папы растет над губой.
А целое — ветер морской надувает
И в плавание нас приглашает с тобой.

Определяем значение первого слова в этой шараде: над чайником тает, видимо, «пар». Затем определяем значение второго слова: скорее всего, у папы над губой растет — это «ус». Сложив оба слова, получаем ответ на шараду — «парус», который ветер морской надувает и приглашает в плаванье.

Метаграмма — это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово — «лиса». Аналогично: «сазан — фазан», «цапля — капля», «карта — парта», «сайка — чайка — байка — майка».

Логогриф — загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога, например: «пест — перст», «мир — мираж», «Вера — Венера», «кран -экран», «спорт — порт — спор».

скачать презентацию